Продолжая использовать сайт, вы даете свое согласие на работу с этими файлами.
Саногенное мышление
Саногенное мышление (от лат. sanus — здоровый и греч. genesis — происхождение, развитие) — оздоравливающее мышление, направленное на управление эмоциями путем рефлексии. Понятие, предложенное психологом Ю. М. Орловым (1993) в контексте науки санологии, впоследствии переросло в теорию и практику обучения саногенному мышлению взамен патогенному, в терапию саногенным мышлением.
С точки зрения данного подхода, именно умственные операции влияют на возникновение различных эмоций, следовательно, их осознание, анализ и коррекция может изменить или ослабить неуместные эмоциональные реакции. Обучение саногенному мышлению включает в себя: изучение умственных операций (анализ, синтез, обобщение, сравнение, интерпретация); изучение различных эмоций (их роль, структура); исправление (т. н. «размысливание») тех эмоции, которые приняли форму хронических отрицательных реакций, путем анализа умственных операций.
Содержание
Общая характеристика метода
Саногенное (здоровое) мышление противопоставляется патогенному мышлению, которое порождает: патогенные психологические защиты (агрессия, страх, бегство в мир фантазии и др.); патогенный характер эмоций (обида, вина, стыд и др.) и парадигму насильственного управления (ролевые ожидания, социальный стереотип, мщение, угрозы и пр.).. Подобная защитная рефлексия, направленная на снижение страдания от негативных эмоций, дает локально-временный эффект.
Теория и практика обучения саногенномму мышлению близка с когнитивными направлениями в психотерапии, с теориями дифференциальных эмоций и эмоционального интеллекта, и отличается от них, главным образом, разработанной специальной технологией самостоятельного обучения саногенному мышлению, а также оригинальным описанием операционной структуры эмоций, и их взаимопорождающих свойств (например, обида-вина, зависть-гордыня, стыд-чувство неполноценности). Теория саногенного мышления находит применение в различных областях науки, которые используют саноцентристский подход: направленность на позитивные цели, культивирование позитивного мышления, например, в рекомендациях педагогам, в адаптации студентов, младших школьников, в работе с осужденными, в обучении саморегуляции, профилактике сердечных заболеваний.
Роль саногенной рефлексии как фактора развития эмоциональной компетентности обусловлена, во-первых, функцией рефлексии изменять системы, развивать другие способности, в том числе эмоциональные, и, во-вторых, направленностью саногенной рефлексии на уменьшение страдания от негативных эмоций. Саногенная рефлексия, введенная в научный обиход в рамках теории саногенного мышления Ю.М. Орлова, С.Н. Морозюк, помогает сделать видимыми неэффективные и неконструктивные способы реагирования, применение бессознательных психологических защит в сложных эмоциональных ситуациях и осуществить их коррекцию.
Пояснение: термин «саногенная рефлексия» был введен специально для проведения научных исследований в области саногенного мышления.
Практика
Например, повышение эмоциональной компетенции матери, испытывающей хроническое чувство обиды в воспитании ребёнка .
Работа осуществляется поэтапно: даются рекомендации вести специальные дневниковые записи самонаблюдения, может использоваться когнитивно-эмотивный тест Ю. М. Орлова, выявляющий привычные шаблоны мышления, параллельно проходят разъяснительные беседы о стереотипных мыслительных операциях и функциях эмоций (роль обиды в обыденной жизни человека).
На последнем этапе происходит обучение «размысливанию» обиды путем саногенного мышления. Первый вопрос, который следует задать: «Как должен был бы вести себя ребёнок, чтобы я не обиделась?». Таким образом, проясняются ожидания — первая составляющая обиды. Второй шаг, это корректирование ожиданий в сторону большей реалистичности, и третий — принятие другого таким, какой он есть, а не только ''хорошим'' и ''удобным'' для себя.
Работа с ожиданиями: разъясняется, что ожидания формируются в мыслях, а другой человек — это реальность. Здесь помогают вопросы: «откуда появились такие ожидания? каким образом они сформировались? насколько они реалистичны? может ли близкий человек соответствовать этим ожиданиям? какие стереотипы лежат в основе моих ожиданий? существует ли возможность скорректировать их в направлении большей реальности?». Постепенно происходит переоценка ситуации в сторону более здоровой, разумной.
Работа по принятию: упражнение «Поставить себя на место обидчика», предлагается записать ответ на вопрос: знает ли обидчик о том, как он должен был бы вести себя в этой ситуации? Варианты ответов: а) не знает (а мы уверены, что человек знает о наших мыслях и намерениях), б) знает, но в данный момент его ум был занят другими мыслями (плохое самочувствие, др. проблемы), в) знает, но не умеет вести себя так, как надо, если бы даже и хотел, г) знает, но он хочет меня наказать и преднамеренно отклоняется от программы, которую приписываю ему я. Понять другого человека можно только через знание мотивов его поведения. Его поведение отклоняется от наших ожиданий потому, что у него кроме нас есть другие интересы, намерения и желания. Попытка уяснить мотивы другого делает нас реалистичными.
Оценка эффективности
Проведенное эмпирическое исследование особенностей эмоциональной компетентности курсантов Восточно-Сибирского института МВД России выявило отсутствие знаний об эмоциях, недостаточную сформированность саморегуляции, эмпатии и экспрессивности, а также применение курсантами в эмоциогенных ситуациях неадаптивных стратегий: психологических защит и волевой регуляции, что позволяет сделать вывод о недостаточном уровне развития эмоциональной компетентности курсантов. Косвенно это подтверждают результаты исследования тревожности, которые в 42 % отклоняются от нормы.
С целью развития навыков саногенной рефлексии у курсантов Восточно-Сибирского института МВД России была разработана программа, рассчитанная на 44 часа. Обучение саногенной рефлексии осуществлялось по технологии Ю. М. Орлова, С. Н. Морозюк. Основными формами обучения саногенной рефлексии являлись социально-психологический тренинг и ведение дневниковых записей.
Обследование, проведенное после экспериментального исследования, показало, что повысился уровень саногенной рефлексии, одновременно повысился уровень развития саморегуляции, эмпатии, экспрессивности. Произошло снижение защитной рефлексии. После эксперимента оптимизировался уровень тревожности, что свидетельствует о повышении эмоционального благополучия. Благодаря этому можно констатировать повышение эмоциональной компетентности через обучение саногенной рефлексии.